БЛОГ

Аудит сайта

28.12.2013

Аудит сайта

Сакральная фраза аудит сайта для одних звучит сродни волшебной абра-кадабре, а у других относится к ругательным выражениям, которые не стоит употреблять в общественных местах. Истина, как обычно, находится где-то посередине.

Аудит сайта – это детальное его изучение с целью выявления недостатков и возможных путей усовершенствования ресурса. Качественный аудит позволяет в разы увеличить конверсию и знатно посрамить предыдущих разработчиков.

Больше всего проводить аудиты сайта любит маркетинговый отдел. Почти всегда маркетологи понимают, что сайт устарел, что половина страниц не работает, что стыдно его вообще клиентам показывать… Но, чтобы сделать новый, обязательно нужен аудит старого. Так положено. Вот тут и начинается Сизифова стезя.

Аудит сайта – дело скрупулезное: приходится долго и нудно ползать по страницам в поисках ошибок, недоработок и откровенных ляпов. Более того, правильный аудит должен включать в себя рассмотрение ресурса как минимум с пяти разных сторон: дизайна, содержания, навигации, функционала и поисковой оптимизации.

Дизайн сайта – это та самая одежка, по которой его встречают. Основная задача дизайна – соответствовать своей тематике и не отпугнуть пользователя. Дизайн может не хватать звезд с неба, быть простым и банальным, а может рябеть всеми цветами радуги и кричать десятью анимированными баннерами. Как вы думаете, на каком пользователь задержится дольше?

Далее: основная причина, по которой пользователь пришел на ваш сайт – это содержание. Он может обожать ваш дизайн, превозносить его и поклоняться ему, но повторно вернется на сайт только в том случае, если ему понадобится информация, изложенная на ресурсе. Потратьте время, чтобы подать содержание понятно и доступно, тогда ваш сайт привлечет больше аудитории.

Навигация должна давать возможность пользователю найти необходимую информацию в максимально сжатые сроки. Меню должно быть простым и понятным, с внятными названиями и без битых ссылок. Добавьте секцию поиска по ключевому слову и карту сайта – с ними будет легче отыскать нужный отрывок текста. Особенно это касается сайтов с огромным количеством информации.

Функционал – это совокупность функций сайта. Нередко можно встретить в интернете магазин, который не позволяет добавить продукт в корзину, или каталог, который не позволяет отметить понравившиеся вам продукты из огромного списка присутствующих. Сайт должен работать так, чтобы посетителю было максимально удобно приносить вам прибыль. Он иногда и рад сделать заказ, да вот кнопка не работает, а формы обратной связи вообще нет.

Не последнее место занимает поисковая оптимизация. Бывает, прекрасно сделанный сайт не приносит вообще никакой прибыли, потому что пользователи просто не знают о его существовании. Пишите уникальные тексты (созданные или, по крайней мере, переписанные вами), публикуйте их на сайте и присваивайте каждой странице свои мета данные (заголовок, ключевые слова и описание).

Бóльшая часть сайтов дублирует ключевые запросы на все страницы сайта — это как минимум глупо. Представьте себе, что на рекламном борде своего супермаркета вы написали «молочные продукты», хотя в вашем магазине представлен полный спектр хозяйственных товаров и продуктов питания.

Даже на рекламных листовках компании обычно пишут больше, чем в ключевых запросах своих сайтов. Сайт – это в первую очередь маркетинговый инструмент; не стоит недооценивать этот канал связи с целевой аудиторией. Тем более, что его влияние растет по сравнению со снижением эффективности других каналов передачи рекламных сообщений.

Так же, работая над аудитом сайта, не забываем про страшное слово кроссбраузерность. Сайт нужно обязательно проверить во всех основных браузерах: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Chrome, Safari. В идеале, стоит проверить функционал сайта в нескольких версиях всех этих браузеров. То, что будет хорошо смотреться в одном браузере, в другом может вообще не отображаться.

Пару слов о маркетинге: на рынке работает правило «клиент всегда прав». Проводя параллель, можно утверждать, что в сети интернет «пользователь» всегда прав. Не заказчик, не отдел маркетинга, а обычный среднестатистический пользователь.

Аудит сайта всегда ставит на первое место впечатление обычного пользователя в контексте его поиска, и точка зрения пользователя очень далека от точки зрения заказчика. К примеру, заказчик любит неделями вылизывать главную страницу сайта, расставлять переносы при помощи линейки, по десять раз изменять размеры и местоположение картинок, а остальные страницы просто сливает.

На самом деле, бóльшая часть аудитории сайта даже не увидит главной страницы. Среднестатистический представитель целевой аудитории введет поисковый запрос в гугле, откроет сразу 5-6 сайтов выдачи и будет просматривать их одна за другой, тратя 8-10 секунд на каждую. И попадет он не на главную страницу, а на ту, которая будет больше всего соответствовать его запросу – на страницу описания услуги или товара. Если за эти 10 секунд пользователь не разберется, что к чему на сайте, он просто его закроет и продолжит рассматривать сайты конкурентов.

Всегда ставьте себя на место обычного пользователя: слегка эгоцентричного, ленивого и занятого.  Окинул страницу взглядом, не нашел, за что зацепиться, и пошел дальше читать умные статьи и писать умные комментарии.

Чтобы сделать качественный аудит сайта, специалист должен потратить минимум 2 часа на изучение ресурса, а потом еще час-два, чтобы изложить свое впечатление в понятной заказчику письменной форме. Правильный же аудит может занять несколько дней. Именно по этой причине аудиты нередко предоставляются на платной основе: создание аудита – это работочасы специалиста, за которые ему необходимо платить заработную плату.

И последнее: многие компании любят анализировать сайт на соответствие утвержденному списку правил, и вставлять эти результаты в многостраничные pdf файлы. Этим они как бы показывают, что они настоящие профессионалы, раз написали 18 страниц о том, почему ваш сайт – epic fail, и как так вы не догадались заказать у них редизайн раньше.

Другие же ребята (как мы, например) просто дают 2-3 страницы текста с перечнем основных моментов; по этому краткому списку сразу видно, что мы не выдали автоматически сгенерированный аудит сайта, а действительно изучили сайт, принимая во внимание все то, что написали в этой статье. В соответствии с полученным аудитом вы и будете принимать решение о том, где заказать доработку существующего сайта или разработку сайта с нуля.

Так уж вышло в сфере сайтостроения, что обычно легче создать новый сайт, чем доработать старый. Потому цель любого аудита – объяснить заказчику, что ему срочно нужно обновить сайт, потому как с существующим ресурсом он просто теряет деньги. И знаете, что самое интересное? В 90% случаев так и есть.