БЛОГ

Нюансы просчета разработки сайта

09.10.2014

Просчет разработки сайта

Стоимость разработки сайта — это фактор, который в 80% случаев влияет на принятие решения о сотрудничестве. Клиент готовит краткое ТЗ (часто состоящее из двух слов «нужен сайт») и рассылает по множеству веб-студий, найденных в поисковике. После этого он отбирает одну-две студии с подходящей стоимостью и начинает общаться дальше, уже более-менее по делу.

Профессиональных разработчиков такой подход всегда удивляет. Ведь если вы собираетесь, к примеру, купить себе новую обувь, то вы не спрашиваете в магазине ценник каждой пары. Вы находите понравившийся вам вариант, меряете и потом уточняете стоимость. То же самое касается практически любой сферы жизнедеятельности.

Так почему же в случае с разработкой сайта клиент отталкивается в первую очередь от цены? Потому что результата еще нет и его нельзя «потрогать»? Потому что не разбирается в теме и не может отличить одну студию от другой? Потому что бюджет строго ограничен?

Скорее потому, что у клиента есть некое фантомное представление о «реальной» стоимости сайта, и предложение студии должно угадать этот диапазон цен. Откуда у клиента эта фантазия? Где-то что-то прочитал, услышал, додумал, и так далее. Но клиент почти никогда не пытается для себя сформулировать: а что, собственно, в ходит в просчет разработки сайта?

Бóльшая часть клиентуры далека от сферы веб-дизайна, а потому зачастую представляет себе диалог оценки создания сайта следующим образом:

- Сколько стоит сайт?
- $200.
- Сколько займет времени?
- 2 недели.

Поставлен вопрос — получен ответ. Обе стороны отлично поняли друг друга, можно заключать договор.

Опытный же клиент, получив такие ответы, сразу развернется и уйдет искать другую студию — и правильно сделает. Невозможно дать оценку стоимости и сроков работ, не имея на руках четкого представления о результате.

Стоимость сайта напрямую зависит от количества рабочих часов специалистов, принимающих участие в работе: чем больше времени займет проект, тем большей будет стоимость разработки.

Для того, чтобы дать четкую оценку работ по сайту, необходимо понять, сколько времени понадобится:

  • дизайнеру, чтобы создать макеты всех страниц,

  • верстальщику, чтобы сверстать результат,

  • программисту, чтобы интегрировать необходимый функционал,

  • контент менеджеру, чтобы наполнить страницы результатом,

  • менеджеру проектов — на постановку задач, общение с клиентом и так далее.

После этого необходимо учесть стоимость рабочего часа каждого специалиста, и лишь тогда можно будет определить итоговую сумму. Более того, при этом часто приходится общаться с отдельно взятыми специалистами, чтобы разобраться в нюансах.

Нужно ли все писать с ноля, или в стандартном движке уже реализована большая часть функционала? Сколько времени понадобится на реализацию новых возможностей? Сколько часов понадобится на создание мобильной версии данного конкретного дизайна?

Если студия называет стоимость сразу, не просит времени на оценку работы, не задает никаких уточняющих вопросов, то потом обязательно будут сюрпризы. Разработчик не понимает вашего видения проекта и все сделает на свое усмотрение. Думаете, вам понравится результат?

Для того, чтобы согласовать четкое видение сайта, студии необходимо подготовить детальное техническое задание. А для этого нужно задать множество вопросов клиенту, равно как и предложить свои варианты: представители студии являются специалистами с большим опытом и всегда могут дать совет по увеличению эффективности сайта.

Только после того, как у обеих сторон сложится четкое видение проекта, студия сможет назвать стоимость работ. И тут возникает второй вопрос: «почему так дорого?»

Вопрос количества работочасов уже поднимался выше, и теперь стоит объяснить вопрос их качества. Если очень кратко, то:

  • неопытный программист просит $7-8 в час,

  • средний специалист — $10-15 в час,

  • хороший и опытный программист ставит планку в $20-30 в час, причем берется только за интересные ему проекты.

В чем реальная разница между этими специалистами? Первый в основном работает на фрилансе, чтобы набрать необходимый уровень опыта для перехода во вторую стадию. Он пишет медленно, часто совещается с гуглом и может потратить часы оплаченного вами времени на поиск непонятной ошибки. А если еще кто-то другой рискнет доработать его код позже, то предпочтет просто переписать все с нуля.

Специалист среднего уровня уже более опытен и уверен в себе. Его код организован, хорошо читается и работает, как нужно. Но вот профессиональный программист сразу видит несколько вариант решения, всегда выбирает оптимальный, а опыт предыдущих работ позволяет найти вероятные ошибки очень быстро. Его код может быть в несколько раз меньше, но при этом сайт работает в разы быстрее.

В хорошей веб-студии всегда работают представители второго и третьего уровней, потому и стоимость работы на порядок выше, чем у фрилансера. Клиент просто должен понять для себя, что ему важнее: цена или качество. Если условием стоит разработка за максимально низкую стоимость, то в студию можно не обращаться.

Студия никогда не будет работать над проектом, если он ей не выгоден. Сотрудникам необходимо платить заработную плату, и если стоимость проекта меньше расходов на него, то студии придется платить разработчикам из своего кармана; другими словами, они будут сами доплачивать за то, что проект выйдет вам дешевле. Сами понимаете, на это никто не пойдет.

Студия может уменьшить стоимость в следующих случаях:

  • скидки постоянным клиентам, друзьям/партнерам либо «пакетные» предложения (при заказе нескольких услуг сразу),

  • готовые наработки можно использовать в вашем проекте, и это значительно сократит время разработки,

  • изначально завышенные сроки работ позволяют реализовывать проект отдельными этапами, когда у разработчиков появляется свободное время,

  • у студии нет проектов, и потому ей нужна любая работа (в профессиональной студии такого просто не бывает).

Других причин занижения стоимости просто нет, и не помогут никакие обещания множества других проектов в будущем. Необходимо понять простой факт: у профессиональной студии всегда много работы; она может себе позволить выбирать, за какой проект браться.

А потому в самом начале, еще до запроса просчета, поставьте себе простой вопрос: что вы ожидаете получить от сайта? Какой основной цели он должен служить?

Если вам нужен простой сайт на несколько страниц, то с этой задачей справится и средненький фрилансер. Если же вы желаете заказать качественный сайт, полноценный маркетинговый инструмент с возможность его доработки в будущем, то вам нужна команда серьезных специалистов, и ее работа будет стоить недешево. Но в перспективе вы обязательно останетесь в выгоде.