БЛОГ

Fuck usability!

18.03.2014

Fuck usability!

В свое время я очень увлекался направлением usability (юзабилити) в сфере разработки вебсайтов: ее основной смысл в данном контексте состоит в том, что содержимое сайта должно быть максимально доступно для поиска, восприятия и усваивания пользователем.

Usability – понятие западное, получившее мощный толчок к развитию в начале XXI века. Оно влияет и на дизайн, и на структуру, и на содержание сайта. В общем, на все аспекты веб-разработок. Ну как, влияет…должно влиять.

Как ни прискорбно, к нам эта тенденция так и не добралась. Есть отдельные сайты, которые действительно понимают истинное значение usability для бизнеса, но все они теряются на теле бесформенной массы остального сайто-шлака.

Сегодня «правильные» сайты почти никому не нужны; клиентам необходимо выделяться на фоне своих конкурентов. Они не понимают, что на серьезных людей «необычные» сайты производят такое же впечатление, как некоторые субкультуры вроде готов, панков, эмо и т.д. Они отличаются от обычных людей, выделяются из толпы, но редко вызывают положительные эмоции.

Что вы думаете, когда смотрите на очередного индивида, всего в татуировках, пирсинге, с тоннелями в ушах и мотней до пяток? Он отличается, но нравится ли он вам? Лично у меня сразу возникает вопрос: что заставило его сотворить такое с собой? С вебдизайном картина идентичная. Вам действительно хочется вызвать у пользователя подобное впечатление?

Банально, но всему виной обычная необразованность клиента: он всегда прав, но в то же время может быть предвзят, дезориентирован и попросту глуп. Почитайте перлы на clientsfromhell, посмейтесь, а потом задумайтесь над тем, что такие заказчики составляют примерно 20-25% общего клиентского потока.

Им нужно круто, пафосно, чтобы башню срывало. Им нужно не как у всех. Им виднее, каким должен быть сайт, как его нужно делать и сколько за это нужно платить. Они считают себя последней инстанцией и тем самым загоняют разработчика в угол, заставляя выдавать желаемый клиентом результат, а не нужный и подходящий ему сайт. Usability? Нет, не слышали…

На Западе многие понимают нашу тягу к ширпотребу, бесполезным наворотам и прочей бижутерии, потому либо вообще запрещают разработку своего сайта дочерним предприятиям в нашем регионе, либо требуют точную копию своего иностранного сайта – на другом языке. Западу важен клиент, потому что им важен бизнес, прибыль, а не предполагаемая эпилептическая радость посетителя.

Usability делает ударение на удобстве, эргономичности и простоте: пользователь должен зайти на сайт, за 10-15 секунд найти нужную ему информацию, прочитать/просмотреть/сохранить/заказазть и успешно покинуть сайт. Больше ничего. Посетитель не должен сидеть на сайте часами – сайт предназначен не для этого; пользователь может стать вашим клиентом за десять секунд, потому не тратьте попусту его время.

Клиенту не нужны анимации, гороскопы и игры – для этого есть социальные сети. Он ввел поисковый запрос в google, открыл сразу 5-6 сайтов и бегло просматривает их в поисках нужной информации. У вас есть 5-10 секунд, чтобы клиент принял решение не закрывать вашу страницу, и всплывающие окошки и баннеры никак вам в этом не помогут.

Посмотрите на свой сайт, подумайте, что можно упростить и как можно ускорить переход пользователя в нужный вам раздел. Никто не требует полного пренебрежения дизайном: его роль все еще важна, он представляет собой одежку, по которой принято встречать. Дизайн должен преподносить содержание, играть роль тарелки для блюда; не делайте из дизайна товар, он представляет собой лишь упаковку.

На Западе usability, как и все остальное, нередко доводят до абсурда. Иногда можно встретить сайт, отвечающий всем канонам usability, но вызывающий ступор у любого неподготовленного пользователя: на нем просто помещен текст сплошным блоком, без графического оформления и каких бы то ни было изображений. Но это не правило, а крайность, которой тоже стоит избегать.

Дизайн – это золотая середина. Всем пользователям не угодишь: одним сайт понравится, другим нет – все зависит от их личного опыта и сформированных ценностей. Утверждая дизайн, думайте не о том, нравится ли он вам, а о том, как воспримут его клиенты: соответствует ли дизайн вашей сфере деятельности, обладает ли всей необходимой информацией, прост ли в навигации…

Я никогда не верил в фокус-группы, отслеживание движения глаза и статистические срезы желаний целевой аудитории – все это патологические болезни маркетинговых отделов, и вся их бесполезность видна на примере деятельности того же Стива Джобса. Хочешь – следуешь тенденциям, а хочешь – создаешь спрос сам.

Маркетинговые отделы некоторых компаний я бы увольнял всем составом. У меня начинает дергаться веко, когда очередной глава отдела маркетинга серьезной компании решает внести изменения в красивый clean-style сайт, и с порога требует огромное мигающее разными цветами слово «Акция», потому как их целевой аудитории сложно искать пункт «Акции» в навигационном меню.

Любая целевая аудитория всегда отличалась полной неспособностью к какому бы то ни было прогнозированию. Людям нужно потрогать, понюхать, осмотреть продукт со всех сторон, и тогда они смогут сформировать мнение: нравится, не нравится, почему да как. Но среднестатистические представители целевой аудитории в жизни не догадаются, что им нужно что-то еще, чего нет в предоставленном продукте.

Наши мозги привыкли принимать все, как есть, и довольствоваться этим, предполагая, что так нужно и лучше некуда. Нам нужны приборы с кучей кнопок и мигающих лампочек, и чтобы со стразами! И плевать, что за весь свой опыт обращения с пультом от телевизора мы используем только кнопки изменения громкости, переключения каналов и выкл/вкл – там есть еще десятки других. Мы ими не пользуемся, но ведь могли бы! А потому на пульте обязательно должно быть не менее 20 кнопок — иначе это и не пульт вовсе

Нам не нужны часы с обычными цифрами и стрелками, требуем 4 циферблата и 12 стрелок, а так же календарь лунных фаз и приливов-отливов! И нам не нужен телефон, нам жизненно необходима звонилка, читалка, записная книжка, камера, диктофон, переводчик и тетрис в одном предмете. И иконки на рабочем столе! (с).

Нам нужны дополнительные возможности, даже если мы не собираемся их использовать; простота и удобство могут идти к черту. Fuck usability! Все это прекрасно описал Алан Купер в книге «Психбольница в руках пациентов» – чтиво, обязательное к прочтению для всех разработчиков. Конечно, там ударение сделано больше на user interface (пользовательский интерфейс), но он является неотъемлемой частью любого сайта.

Принцип бритвы Оккама гласит: не следует множить сущее без необходимости. Не стоит усложнять то, что может обойтись без нововведений. Дайте клиенту информацию о сайте, каталог и контакты, по которым он сможет с вами связаться; дайте поисковикам мета данные и сборник статей; дайте заинтересованным новости. И успокойтесь на этом.

На бизнес сайте не нужны прогнозы погоды и курсы валют; пользователь пришел за нужной ему информацией, а не за флеш заставкой на 60 секунд, и уж тем более ему не нужен всплывающий на полмонитора опрос.

Если я вижу, что администрация сайта пытается каким-то способом отвлечь меня от достижения моей цели, я сразу закрываю страницу и перехожу еще к 4-5 параллельно открытым страницам их конкурентов. Я сам распоряжаюсь своим временем, и не позволю никому воровать его у меня. Да, я могу 3 часа играть в покер на социальных сетях, но это мое желание и мое решение. Необходимость в регистрации, просмотре левого контента или внезапная музыка на сайте – это принуждение и навязчивость, которые я не собираюсь терпеть в сети.

Мой любимый пример «правильного» сайта – работа Темы Лебедева ya.ru. Данная страница гениальна по своей простоте и своей функциональности, и это единственный момент, в котором я признаю полную и безоговорочную победу Яндекса над Google. Адрес из пяти символов, поле ввода запроса в центре, несколько необходимых ссылок по краям – функционально, содержательно, удобно. Говоря словами самого Лебедева, действительно «охуенно».

Usability – не свод правил и законов. Это понятие не обязывает сделать сайт вот так и вот эдак, а лишь дает советы насчет того, как максимально угодить пользователю. Если вам важен сайт как бизнес-инструмент, а не как развлекательная площадка, то прислушайтесь к этим советам. Если нет – что ж, одним сайтом-клоуном в сети больше.

И напоследок: креатив не означает множество цветов и свалку на странице. Креативом может быть одно поле на пустой странице, как приведенный выше пример Яндекса. Направьте креатив в нужное русло, и всегда останетесь в выигрыше.