БЛОГ

Сколько стоит время?

28.04.2014

Сколько стоит время

Господа потенциальные клиенты, в этом посте хочу поднять всеми вами горячо любимую тему времени. Не смотря на все «сайт нужен на вчера» и «я теряю деньги с каждым днем», в 95% случаев клиента не интересует своевременная сдача проекта. Ниже привожу типичные примеры наплевательского отношения к срокам со стороны клиента.

Представим себе ситуацию: серьезная (а где вы видели несерьезные?) компания вдруг понимает, что, пока все идут в ногу со временим, она тупит, недополучает клиентов и терпит страшные убытки. И виной всему один банальный факт: у них нет сайта.

Важна каждая секунда, ибо время — это потерянные клиенты и недополученная прибыль. Сайт нужен максимум через неделю, причем сайт такой, чтобы рвал крышу, чтобы аудитория писяла кипятком и чтобы директор на встречах в сауне мог хвастаться им перед своими не столь везучими знакомыми. Да, еще он должен быть вебдванольным и юзабельным, что бы это не значило.

Все это оставляет вам лишь один путь: необходимо срочно устроить тендер! Агентств по разработке сайтов сейчас кучи, куда не плюнь — попадешь в веб-дизайнера, потому нужно не прогадать и выбрать супер-профи, который будет работать если не бесплатно, то только за еду. Сами понимаете, это самый важный этап, потому на тендер нужно выделить недели 2-3 минимум, плюс потом неделю еще пошататься по разных сайтам и поклянчить просчеты — авось где дешевле есть.

Следующий этап более сложный: как оказалось, на фразу «нужен простой сайт-визитка с регистрацией, корзиной, возможностью слушать музыку и смотреть фильмы » студии веб-дизайна реагируют неадекватно и требуют какой-то ТЗ (aka Техническое задание). На его составление уходит еще неделька-другая, потому как исполнители зачем-то каждую букву хотят в этом самом задании прописать.  Во избежание (с).

На этом этапе многие посылают студию куда подальше и идут к «веб-мастеру», который на их предварительный запрос сразу уверенно ответил: «100 баксов». Потратив на него месяц-другой, клиент, естественно, снова возвращается на данный этап.

 Составив ТЗ и утвердив его, клиент начинает торговаться. На торги, вычеркивание «дорогих» модулей и переделку ТЗ уходит еще неделя-полторы. Потом еще столько же может уйти на утверждение договоров: юристам нужно показать, что не зря они получают зряплату, потому документы они могут править долго, нудно и болезненно.

Итак, ТЗ утверждено, документы согласованы, счет выставлен. Если у многих заказчиков все предыдущие действия и могут пройти гладко, то 80% клиентуры ломается при звук одного единственного слова: предоплата. Нет денег, бухгалтер в отпуске, не зашли ожидаемые средства, Венера в созвездии рака — какие только причины мне не приводили. А результат один: нет предоплаты — нет и старта работ. Обжигались, знаем. В результате очередная неделя-две задержки.

Конечно, не все вышеприведенные случаи фигурируют в каждом проекте, однако, стандартной задержкой еще до начала работ над «сайтом на вчера» обычно служат 1,5-2 недели. Опустим многоразовые игры с цветами, шрифтами и «сделайте еще один вариант, пожалуйста» — это превратности судьбы, от которых не защищен никто. Больше здесь напрягает сам процесс утверждения: когда клиент рвет и мечет (ибо сроки горят), получает от разработчика макет и пропадает на неделю, советуется, пробует дизайн на вкус, гадает на картах о потенциальном трафике. Потом он с криками врывается в жизнь разработчика, требует внести правки в течение трех часов и снова пропадает на неделю.

Либо же макет на стороне клиента утверждает рабочая группа из пяти человек, которая не то, что сойтись во мнении — банально собраться не может. Либо от клиента можно получить комментарии только на личной встрече, и на организацию каждой уходит по нескольку дней. Либо владелец компании заграницей, и отвечает на почту раз в неделю. Был у меня подобный клиент, которому сайт делали год. Естественно, претензии потом выставляются разработчику — клиент ведь всегда прав!

По факту утверждения дизайна начинается программинг: клиент кусает ногти, заглядывает через плечо, но понять толком ничего не может, ибо код в работе, к дизайну еще не привязан и показывать нечего.  Естественно, все это время клиент копит негатив, накручивает себя и окружающих, устраивает беспощадный геноцид нервным клеткам разработчика.

Когда же тестовый вариант сайта готов, клиенту дается ссылка на админку, логин, пароль и мануал. Клиент нервно хихикает, тычет мышкой в кнопки, задумчиво говорит «гм» и взрывается негодованием, потому что сайт пустой и смотреть не на что. На вразумительные комментарии «вы не предоставили никакого содержания» разработчик получает от клиента очередное «гм» и теряет его на неделю-другую, пока тот готовит хоть какой-то контент для сайта.

Знавал я клиентов, у которых сайт полгода стоял пустой, потому что каталогов нет, фоток нет, текстов нет, и вообще зачем это содержание нужно? Главное — поставить название компании и телефон, и от клиентов отбоя не будет…а через полгода в отсутствии эффекта виноват, конечно же, разработчик — плохой сайт сделал, пипл не хавает…

Допустим, содержание есть: разработчик сел вместе с клиентом и начал показывать, как и что наполнять. Тут клиент обычно ведет себя одинаково: озадачено хмурит брови, натужно сопит, но меняет пару буков на странице, переполняется детским оптимизмом и радостно хвалит разработчиков — какой красивый и понятный сайт тот сделал! Разработчик, довольный, уезжает…и тут начинается.

В течение двух-трех недель он получает регулярные звонки на тему «а как изменить то», «а куда делось это» и «а почему я не могу все-все поменять на сайте»? Снова опустим прения о соответствии сайта техническому заданию и необразованности некоторых представителей клиента. Эврика! Сайт готов!

Конечно, у адекватного разработчика клиент давно купил домен имя и хостинг, и сайт в течение дня переносится на свое законное место. Но чур — клиент покупал хостинг 2 года назад, и он не знает, где настройки. Был у него один администратор, а потом один менеджер, а потом секретарь…все давно уволены и концов нет.

Стандартные сроки нахождения настроек — 1-2 недели. Конечно, клиент в это время может наполнять сайт, но тот все равно не будет доступен по своему законному адресу.  А чаще всего наполнением сайта никто и заниматься не будет. Для нашей аудитории сайт — это не средство, это цель. Сайтом можно не заниматься, главное — само его фактическое наличие.

ИМХО, сайт — это некий амулет, который дает +5 к потоку клиентов. И клиент очень удивляется, почему сайт есть, а в гугле его нет, клиенты не звонят, никто не пишет и на сайте ежедневно один и тот же посетитель — с айпишником самого клиента.

Подведем итог: со стороны разработчика создание сайта обычно занимает 3-4 недели; задержки со стороны клиента обычно составляют 1-1,5 месяца. Отсюда и получаем стандартные сроки на разработку сайта: 1,5-2 месяца. В особо запущенных случаях 3-4 месяца.

За всю свою веб-карьеру лишь один (!) из клиентов позволил закончить сайт за 3 недели, причем и тут присутствовала задержка в 2 дня сверх графика. Вывод напрашивается сам собой: клиенту не важны сроки, ему важна лишь их видимость. Торопить, ускорять, рвать на себе тельняшку — это часть нашего славянского бизнеса. Чтобы исполнитель работал, его нужно постоянно пинать, вставлять люлей и смотреть, дабы не украл ничего — эта постсоветская ментальность засела в головах 80% клиентов.

Почему-то не доходит один простой факт: профессиональные студии веб-дизайна живут за счет качественно сделанной работы. Им самим выгодно сделать проект максимально быстро и максимально хорошо — тогда клиент к ним вернется, да и другие, оценив результат, выберут его для разработки своего сайта.

Желаете быстро — работайте быстро. Если же сами начинаете тянуть резину — не удивляйтесь, что разработчик начинает несерьезно относится к вашим срокам. Опять же, лучше потратить чуть больше времени, но сделать сайт правильно. Тогда клиенты придут, заказы появятся и сайт окупится. И никакие талисманы не нужны.